Поскольку товарный знак считается объектом интеллектуальной собственности, Роспатент, как государственный орган, обеспечивает его защиту сразу после его регистрации. Но существует возможность инициировать процедуру аннулирования товарного знака (торговой марки, бренда или логотипа) на законных основаниях. Давайте разберем ключевые этапы данной процедуры.
Что подразумевается под аннулированием товарного знака? Это означает прекращение юридической защиты, предоставленной зарегистрированному товарному знаку, и такое прекращение происходит в двух сценариях.
Первый сценарий - это ситуация, когда официальное решение Роспатента вызывает сомнения. В таком случае это решение может быть оспорено, и начинается процедура оспаривания предоставления защиты товарному знаку.
Когда происходит аннулирование товарного знака
Существует несколько обстоятельств, которые могут привести к прекращению действия товарного знака:
- Истечение срока действия. Если владелец не подает заявление о продлении срока действия товарного знака, юридическая защита прекращается автоматически через 10 лет.
- Регистрация аналогичной товарной марки. Если другой владелец находит товарный знак, идентичный своему собственному и с более ранней датой регистрации, он может подать заявление в Палату по патентным спорам (ППС) о прекращении регистрации последнего.
- Прекращение предпринимательской деятельности владельца. В таком случае товарный знак теряет юридическую защиту и может быть аннулирован по требованию любого лица.
- Отказ от товарного знака. Правовая защита товарного знака может быть прекращена по желанию самого владельца, если он решит отказаться от своего эксклюзивного права на него.
- Досрочное прекращение юридической защиты товарного знака из-за невостребованности. Согласно законодательству, если товарный знак не используется в течение трех лет, его юридическая защита может быть завершена через судебные процедуры. Любое заинтересованное лицо, желающее приобрести права на данный товарный знак, может обратиться в суд с требованием досрочного прекращения его юридической защиты.
- Превращение товарного знака в обозначение, ставшее общедоступным. Если фирменное обозначение активно используется и становится широко известным, оно больше не рассматривается как объект индустриальной собственности. Решение по этому вопросу принимается Роспатентом после обращения заинтересованной стороны и проведения информационного исследования Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС).
- Преждевременное окончание юридической защиты товарного знака относительно зарегистрированных товаров или услуг. Владельцы могут регистрировать товарный знак для нескольких классов товаров и услуг, но фактически выпускать продукцию только в одном из них. Это может ввести потребителей в заблуждение. Суд по интеллектуальным правам рассматривает споры о неиспользовании обозначения, и отсутствие использования может привести к прекращению юридической защиты товарного знака.
- Преждевременное прекращение охраны товарного знака наступает, если он не использовался в течение трех лет после его регистрации в соответствии со статьей 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, заинтересованное в досрочной аннуляции товарного знака, может быть предпринимателем или организацией и должно подать соответствующее заявление в арбитражный суд и палату по патентным спорам. Перед обращением в суд необходимо направить уведомление правообладателю, предлагая добровольно отказаться от товарного знака или заключить соглашение об отчуждении.
Как предотвратить аннулирование товарного знака
Для предотвращения преждевременного окончания охраны товарного знака правообладатель может решить защитить свои права. В таком случае ему потребуются документы, подтверждающие использование товарного знака согласно его назначению или обоснование, почему использование было невозможно по объективным причинам.
Для эффективной защиты своих прав в суде рекомендуется обратиться в патентное бюро. Там специалисты помогут оценить ситуацию и укрепить аргументацию для сохранения прав.
Заинтересованными сторонами могут быть:
- Владельцы идентичных товарных знаков.
- Организации, стремящиеся к индивидуализации своих товаров и услуг с использованием схожих обозначений.
- Владельцы схожих фирменных наименований, занимающиеся аналогичными товарами и услугами в том же классе.
Неиспользование товарного знака можно подтвердить через его отсутствие на упаковках товаров, в бухгалтерской документации, в доменных именах или в рекламных материалах. Если правообладатель не реагирует на исковое заявление и не участвует в судебных процедурах, его молчание считается признанием неиспользования бренда, за исключением случаев, когда имеются объективные причины для отсутствия ответа.
При подаче иска важно предоставить доказательства заинтересованности в отзыве товарного знака, включая выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую пересекающиеся виды деятельности, а также договоры о поставках или оказании услуг. Подготовка документов должна проводиться до судебного процесса, и бремя доказательства использования товарного знака лежит на правообладателе.
На каждом этапе соблюдаются сроки и предоставление документов клиенту в зависимости от причины начала данной процедуры.